Информационная карта модели
Название модели. «Чтение с увлечением »
Автор модели творческая группа учителей-филологов:
Шлёнская Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Николашева Елена Александровна, учитель украинского языка и литературы
Зайчикова Елена Александровна, учитель украинского языка и литературы
Номинация, по которой представляется модель.
«Модель формирования у учащихся культуры чтения»
Актуальность и социальная значимость модели.
Современное общество, подверженное глобализации, компьютеризации, ускоренному темпу жизни, сформировало потребность в новом типе читателя. Современный школьник – реципиент, усваивающий комплексную информацию (СМИ, интернет, научная литература, художественная литература). Главным компонентом, выполняющим познавательную, эстетическую, дидактическую, информационную функции, всё же должна оставаться художественная литература. В последние годы, к сожалению, выявлено замещение этого компонента другими элементами информационного пространства. Поэтому актуальной проблемой является формирование современного читателя – вдумчивого, ориентирующегося в литературном пространстве, умело владеющего инструментарием читателя, навыками в работе с научной, художественной литературой, активного участника мировых читательских событий и движений.
И мы понимаем, что в наше время методы и формы вовлечения маленького человека в читательский мир должны быть особыми, креативными и актуальными.
Цель модели. Воспитание активного развитого читателя.
Задачи модели.
- Развивать потребность в ежедневном общении с книгой.
- Воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых; культуру чтения.
- Формировать умения и навыки в работе с научной и художественной литературой.
- Повысить значимость библиотеки, театра и киноискусства в жизни читателя.
- Сформировать читателя как компетентного участника современного мирового читательского движения.
Тип модели. Проект «Чтение с увлечением »
Участники. Учащиеся, родители, педагоги, библиотекарь.
Сроки реализации. В течение учебного года
Краткое содержание.
Структура проекта «Чтение с увлечением ».
1.Педагогическая мастерская: инновационные технологии и урок.
В своём опыте мы опираемся на методику московских учёных-практиков Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» и на методическую систему Джинни Стил, Курта Мэрэдита,Чарльза Тэмпла «Развитие критического мышления в преподавании разных предметов» (далее РКМ), которая предлагает принципы использования различных педагогических технологий и активных методов обучения. В основе лежит исходное отношение «Автор — художественный текст-читатель», соответствующее концепции М.М.Бахтина о сущности взаимоотношений читателя и писателя. Мы используем инновационные педагогические технологии, позволяющие урок сделать ярким, полезным и плодотворным, интересным для учащихся, что позволяет вовлечь учащихся в процесс сотрудничества и проявить себя как читателя, автора, публициста и теоретика.
Основные позиционные моменты работы учащихся на уроке.
Работа в позиции «Читатель»: непосредственное эмоциональное вслушивание, выразительное чтение, акцентное вычитывание, работа со словарём настроений, журнал диалога, дневник двойных заметок, работа с цитатами.
Работа в позиции «Автор-художник»: устное художественное творчество, наблюдение за художественным текстом, наблюдение за реальностью, комментированное чтение, творческие задания, коллажи и предугадывание событий или развития сюжетной линии.
Работа в позиции «Автор-публицист»: устные рассуждения о жизни, сочинения, статьи.
Работа в позиции « Теоретик»: изучение биографий писателей, изучение теоретического материала по литературе.
Внедрение приёмов технологии РКМ (кластеры, инсерты, «тонкие и толстые вопросы», «дневники и бортовые журналы», синквейны, стратегия «рафт» и др..) помогут в работе над научными статьями не только на уроках литературы, но и по другим предметам.
Особое внимание уделяем начальной школе, где закладывается фундамент интереса учащихся к чтению. Методическая работа учителей начальных классов направлена на поиск и внедрение различных технологий, методов и приёмов по скоростному чтению.
Организованная таким образом работа на уроках даёт возможность учащимся развивать свою речь, мышление, творческие способности и иметь свою точку зрения на тот или иной вопрос. Учит рассуждать и анализировать, думать и, конечно, побуждает к чтению художественных произведений. 92% учащихся имеют высокий уровень знаний по литературе.
- Микс-технологии: социальные ролики о пользе чтения, буккроссинг, рекламное творчество, квесты, флешмобы и профлеши.
Превратиться из обыкновенного читателя в заинтересованного помогают микс-технологии, которыми богат компьютерный мир. В социальных сетях и в интернете много видеороликов о пользе чтения, о книгах и библиотеках. Всё это необходимо использовать на уроках литературы и в воспитательных мероприятиях. Всё яркое и современное привлекает молодёжь и детей. В развитии интереса к чтению помогают литературные квесты, флешмобы и профлеши(«вспышка профессионалов»). Будет лучше, если эти акции станут спланированными событиями заинтересованных людей, профессионалов своего дела, преследующими популяризацию книги и процесса чтения. При реализации события сохраняется неожиданность для случайных зрителей и как бы спонтанность. Особое место принадлежит буккроссингу — общественному движению любителей книги. Такие яркие акции приносят много радости. Это прекрасная почва для реализации творчества педагогов.
- «Мама, папа и я – читающая семья».
В процессе воспитания культуры чтения у подростков педагогам нужен союзник. Разумеется, это семья. Если «Мама, папа и я – читающая семья» — результат превзойдёт ожидания. Поэтому мы начинаем «пропаганду» семейных чтений со Школы будущего первоклассника: кинозал для родителей с прокруткой социальных роликов о пользе чтения, рекламные буклеты. В течение года интересные мероприятия: конкурс фотографий «Семейные чтения», общешкольное мероприятие «Мама, папа и я – читающая семья», тематические общешкольные родительские собрания.
4.Внеклассная работа по литературе.
Организация внеклассной работы по предмету – ещё одна прекрасная возможность для развития читательского интереса. Позитивный акцент – резервное время, которое не может себе позволить учебный процесс. Формы работы: «Турнир скоростного чтения», конкурс инсценированной сказки, конкурсы чтецов, ораторов и декламаторов, участие в веб-фестивалях, Декада читателя, День театра, День искусств, конкурсы поделок «Моя любимая книга», тематические вернисажи и выставки.
5.«Живая библиотека».
Пришло время повысить значение библиотеки в жизни современного читателя. Необходимо поднять авторитет библиотеки в мире компьютеров и показать её необходимость в учебно-воспитательном процессе. Так возникла идея создания «Живой библиотеки» — организация мероприятий, направленных на поднятие имиджа школьной библиотеки. Надеемся, что система в работе поможет создать новый проект под названием «Живая библиотека». Библиотекарь школы, учащиеся, входящие в совет библиотеки, -активные участники буккроссингов и профлешей, библиотечных акций и выставок литературы. В библиотеке создаётся «виртуальный отдел» — буктрейлеры по школьной программе, видеоролики об известных библиотеках, серия видеоматериалов о создании книги. Регулярное проведение библиотечных уроков увеличивает читательский спрос. В классах созданы читательские информационные уголки. А «Весёлые перемены» привлекают внимание малышей книжками – раскрасками сказочных героев. Волонтёры – старшеклассники снимают видеоролики о школьной библиотеке.
Ресурсы.
- Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».
- Г.Н.Кудина,З.Н.Новлянская, А.А.Мелик-Пашаев «Как развивать художественное восприятие у школьников»
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000051/st000.shtml
- РКМ Информационный банк современного учителя
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm
Ожидаемый результат.
1.Формирование эстетически развитого читателя.
2.Чёткое ориентирование в литературном пространстве.
3.Формирование мотивационной, нравственной, социальной, информационной, поликультурной и самообразовательной компетентностей.
Краткое описание опыта апробации или внедрения.
Рекомендуем проводить два раза в год Декаду читателя. В мероприятиях должны принимать участие все участники учебно-воспитательного процесса. Продолжительность мероприятия-по 10 дней два раза в год.
План проведения Декады читателя ( основа-Проект «Чтение с увлечением»)
Основные направления | Мероприятия | Участники реализации, ответственные |
Сроки реализации |
Педагогическая
мастерская |
Открытые уроки по внеклассному чтению | Учителя начальных классов, русской, украинской и иностранной филологии | В течение декады |
«Шуршащее чтение» -пятиминутки чтения на всех уроках. | Учителя-предметники | Ежедневно в течение декады | |
Тематические классные часы
(четверг, пятница) |
Кл. руководители | 1 раз в неделю
|
|
Школа молодого учителя. «РКМ. Приёмы работы над научной статьёй » | Администрация школы | 1 раз | |
Микс-технологии | Флешмоб «Читаешь-качаешь мозг» | Учитель физкультуры, учащиеся основной школы | На уроках физкультуры |
Буккроссинг «Моя первая книжка» | Учителя начальных классов,учащиеся первой ступени | 1 неделя | |
Флешмоб «Книга, которую сейчас читаю» | Учащиеся 8-11 классов | 2 неделя | |
«Мама, папа и я – читающая семья». | Конкурс фотографий «Семейные чтения» | Учащиеся 1-11 классов | В течение декады |
Общешкольное родительское собрание «Как приучить ребёнка к чтению». | Родители 1-7 классов | Подведение итогов декады | |
Внеклассная работа по литературе. | «Турнир скоростного чтения» | Учащиеся по возрастным категориям:
1 гр. 2-3 классы; 2гр. 4-6 классы; 3 гр.7-11 классы. |
Ежедневно, вторая неделя |
Конкурсы поделок «Моя любимая книга» | Учащиеся 1-6 классов | Вторая неделя | |
«Живая библиотека».
|
Школьный кинозал «Строение книги» | Учащиеся 1-4 кл., библиотекарь школы | 1 раз в неделю |
Защита проектов «Декларация прав читателя» | Учащиеся 8-11 кл.,
Учителя-филологи, библиотекарь |
1 неделя | |
Конкурс дикторов аудиокниг «Моя озвученная книга» | Учащиеся 10-11 классов | 1 неделя |
Особая информация и примечания.
- Информационная площадка реализации проекта «Чтение с увлечением»
официальный сайт Донецкой ОШ №85 http://school85.pp.ua/
- Фрагменты данного проекта вошли в виртуальную выставку-презентацию «Современные учебные заведения Донбасса-2014» (Презентация передового педагогического опыта «Инновационные методики на уроках литературы» http://school85.pp.ua/masterskaya/virtualnaya-vystavka/)
Районный «Мастер-класс»-2013. Презентация передового педагогического опыта Н.Л.Шлёнской «Инновационные методики на уроках литературы»
Оставить комментарий