Путешествие к памятнику литературному герою

Педагогический дизайн. Арт-технологии. Коллажирование.

Пояснительная записка

Актуальной проблемой является формирование современного читателя – вдумчивого, ориентирующегося в литературном пространстве, умело владеющего инструментарием читателя, навыками в работе с научной и художественной литературой.

В обновлённой школе методы и формы вовлечения маленького человека в читательский мир должны быть особыми, креативными и актуальными.

В своём опыте я опираюсь на методику московских учёных-практиков Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» и на методическую систему Джинни Стил, Курта Мэрэдита, Чарльза Тэмпла «Развитие критического мышления в преподавании разных предметов», которая предлагает принципы использования различных педагогических технологий и активных методов обучения. В основе лежит исходное отношение «Автор — художественный текст — читатель», соответствующее концепции М.М.Бахтина о сущности взаимоотношений читателя и писателя.  Использование инновационных педагогических технологий помогает урок сделать ярким, полезным и плодотворным, интересным для учащихся, что позволяет вовлечь учащихся в процесс сотрудничества и проявить себя как читателя, автора, публициста и теоретика.

Основные позиционные моменты работы учащихся на уроке: «Вдумчивый читатель», «Автор-художник», «Автор-публицист», которые предполагают устное художественное творчество, наблюдение за художественным текстом, наблюдение за реальностью, комментированное чтение, творческие задания, предугадывание событий или развития сюжетной линии, использование арт-технологий.

Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества, основанное на деятельностном подходе и соответствующее требованиям Государственных образовательных стандартов.

Сущность арт-технологии   заключается в «применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития обучающегося».   Изобразительное творчество, музыкальное искусство, работа со сказочными сюжетами, перформанс (англ. performance – представление, спектакль, исполнение, выступление), театральные импровизации, взаимодействие с природными материалами и уроки предметного рисования на практике показали свою эффективность.

 

Тема: «Символы верности, добра и сострадания в произведении И.С.Тургенева             «Муму»

(5 класс)

Цель урока:

Сформировать понимание нравственной позиции: человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром природы согревает, учит великодушию, доброте, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, видеофрагменты). Определить нравственные уроки, которые пытается донести автор произведения через образ Герасима и Муму.

Развивающие: развивать умение высказывать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы, умения работать с текстом учебника и дополнительной информацией.

Воспитательные: воспитывать у учащихся настойчивость, требовательность к себе и окружающим, преданность   товарищам, умение работать в группе и воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку и животным, бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать стремление к  пониманию соотношения значимости слов и поступков.
  2. Научить высказывать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
  3. Уметь в связной монологической форме пересказать содержание текстового материала, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении.

Тип урока: урок систематизации знаний

Оборудование: учебник «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 Ч. 1/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2016 — 303 с.; иллюстрации, презентации, видеосюжеты, схемы, раздаточный материал, проектор, компьютер.

План и хронометраж урока

1.Организационный момент (1мин)

  1. Актуализация опорных знаний (6мин)

Стадия вызова: работа над эпиграфом (2мин); комментирование коллажа(2мин); сообщения творческой группы (2 мин)

  1. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

Стадия осмысления. Прослушивание отрывка аудиокниги И.С.Тургенева «Стихи в прозе. Собака»

4.Систематизация и обобщение (20 мин)

Стадия размышления.

Работа в группах

Просмотр буктрейлера по мотивам повести И.Тургенева «Муму»

  1. Итог Рефлексия (10мин)

6.Домашнее задание (5 мин)

Конспект урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

  • Прослушивание отрывка аудиокниги И.С.Тургенева «Стихи в прозе. Собака» (из интернета)

 

Просмотр буктрейлера по мотивам повести И.Тургенева «Муму» (из интернета)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*